Частный детектив Панасенков
Владимир Владимирович
+7 (985) 990-98-48
+7 (926) 997-47-47
skype: v.v.p-x
Польза, Честь и Слава!
Конфиденциальность гарантируем!
RU EN DE

Из УК уберут ответственность за незаконный сбор данных о человеке

За незаконный сбор информации о людях будут только штрафовать. А вот за обнародование такой информации Минкомсвязи предлагает сохранить уголовную ответственность.

Незаконный сбор сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия больше не будет грозить уголовным наказанием. Но за распространение этих сведений, в том числе в СМИ, уголовная ответственность сохранится. Такие поправки в ст. 137 Уголовного кодекса (УК) и ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) готовит Минкомсвязи.
Как пояснили «Известиям» в министерстве, за незаконный сбор информации о гражданах предусмотрена административная ответственность. Уже разработаны и получили положительное заключение поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), повышающие ответственность за незаконную обработку персональных данных, включающую их сбор. Сегодня ст. 13.11 КоАПа предусматривает за такое нарушение штраф для физлиц до 500 рублей, для юрлиц — до 10 тыс. рублей. После принятия поправок максимальные штрафы вырастут, соответственно, до 3 тыс. рублей и 50 тыс. рублей. Также в 2013 году в Гражданском кодексе появилась новая ст. 152.2, запрещающая «без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни».

— Поэтому Минкомсвязи предлагает исключить из ч. 1 ст. 137 УК ответственность за незаконный сбор информации о гражданах, — пояснили «Известиям» в ведомстве. — Сам по себе сбор сведений без их последующего распространения приводит к меньшим негативным последствиям, имеет меньшую общественную опасность и, следовательно, должен рассматриваться как административный проступок, а не как уголовное преступление.

В материалах к проекту поправок в КоАП, подготовленных Минкомсвязи, сообщается, что убрать из УК ответственность за незаконный сбор персональных данных предложил Межведомственный экспертный совет по совершенствованию законодательства. По мнению совета, сегодня суды могут выбирать, как наказывать за это нарушение — в административном или уголовном порядке. И это «создает условия для произвольного выбора», что противоречит принципам судопроизводства.

— Привлечение к ответственности за распространение информации (например, клевету), а не за ее сбор, кажется разумным, — говорит член Общественной палаты, блогер Антон Коробков-Землянский. — В то же время логично, что сбор информации всегда происходит для какого-то ее использования.

По мнению эксперта, если личная информация становится публичной, это может иметь серьезные последствия, не говоря уже о распространении государственной тайны. Вместе с тем запреты такого рода могут мешать работе журналистов и блогеров.

— Намного эффективнее было бы увеличить выплаты по искам о защите достоинства за возмещение морального вреда. Если на Западе по таким делам можно получить миллионы, то в России — не больше нескольких десятков тысяч рублей, — напомнил Коробков-Землянский.

— Незаконный сбор информации необходимо декриминализировать, — заявил Михаил Федотов, председатель Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. — Сейчас под ст. 137 УК попадает любая компания, которая занимается учетом своих клиентов без согласия последних. Уголовная ответственность подразумевает общественную опасность — а в данном случае ее нет.

Отследить незаконный сбор информации сложно, в отличие от ее распространения, напомнил представитель одного из столичных детективных агентств.

— Но насколько я знаю, большинство крупных детективных агентств перед сбором или проверкой личных данных получает разрешение на эту процедуру, — заявил он.

Думается,интересующимся будет любопытно узнать о возможностях проведения такого мероприятия (в рамках ОРД),как гласное обследование помещений...Данное действие регламентировано соответствующим приказом МВД,утвердившим инструкцию по его проведению...Данное мероприятия может проводится в рамках доследственной проверки и отличается от обыска тем,что в ходе его проведения нельзя "насильственно" проводить мероприятия по поиску документов или иных предметов(касаемо жилища),которые могут в последствии являться вещественными доказательствами по уголовному делу.
Приказ МВД РФ от 30 марта 2010 г. N 249
"Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"

В целях обеспечения законности и обоснованности проводимого сотрудниками органов внутренних дел Российский Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"* и исключения нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц - приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1).
1.2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2).
2. Начальникам ДепУР, ДЭБ, ДПЭ, ДСБ, ДОПТ, ДРО, ДООП, УОГЗ МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений, отделов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейных отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, отделов (управлений) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах организовать изучение Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр
генерал армии
Р. Нургалиев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2010 г.
Регистрационный N 17645
______________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008; 2007, N 31, ст. 4011; 2008, N 18, ст. 1941; 2008, N 52, ст. 6235; 2008, N 52, ст. 6248.

Приложение N 1
к приказу МВД РФ
от 30 марта 2010 г. N 249

Инструкция
о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств*(1).
Сотрудники органов внутренних дел, организующие и осуществляющие проведение обследования, а также участвующие в нем, руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"*(2), Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"*(3) (далее - Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности"), другими федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.
Действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений.
2. Проведение обследования назначает должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное издавать распоряжения о проведении обследования*(4), путем вынесения соответствующего распоряжения по установленной форме (приложение N 1).
Руководитель несет персональную ответственность за обоснованность издания распоряжения.
Распоряжение регистрируется в специальном журнале (приложение N 2).
3. Для принятия решения о назначении проведения обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочный осуществлять оперативно-розыскную деятельность*(5), располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с согласия непосредственного начальника представляет руководителю мотивированный рапорт.
В рапорте для проведения обследования должны быть изложены основания, указанные в статье 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", принятые меры по получению информации, подтверждающей достоверность имеющихся сведений, и их результаты, предшествовавшие выводу сотрудника о необходимости проведения обследования; дата, время и место проведения обследования.
Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В рапорте указываются лица (в том числе специалисты), помощь которых предполагается использовать при проведении обследования.
4. Состав сотрудников органов внутренних дел, проводящих обследование, определяется руководителем.
5. К участию в проведении обследования могут привлекаться сотрудники правовых подразделений. При наличии информации о возможном оказании силового противодействия в целях обеспечения защиты лиц, проводящих обследование, привлекаются подразделения специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации.
6. Перед началом обследования сотрудник предъявляет представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления распоряжение о проведении обследования и вручает его копию под роспись.
7. При проведении обследования сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"*(6).
Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии документов (либо их копий), предметов, материалов в обязательном порядке приглашаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в исходе изъятия, не состоящих с лицами, участвующими в изъятии, в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам.
Изъятие документов, предметов, материалов должно производиться с обязательным составлением сотрудником, осуществившим изъятие, протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Протокол изъятия составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица или физическому лицу, у которых произведено изъятие.
8. Протокол изъятия документов, предметов, материалов составляется в ходе изъятия или непосредственно после его окончания.
Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве изъятия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи прилагаются к протоколу изъятия.
В протоколе указываются:
место и дата производства изъятия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в изъятии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются действия в том порядке, в каком они производились, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в изъятии.
В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве изъятия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в изъятии, были заранее предупреждены о применении при производстве изъятия технических средств.
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в изъятии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
Протокол подписывается лицом, составившим протокол, и лицами, участвовавшими в изъятии.
9. При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются сотрудником, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанный сотрудник передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить протокол по иным обстоятельствам об этом делается отметка в двух экземплярах протокола, удостоверенная подписью сотрудника, производящего изъятие, а также подписями лиц приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.
Второй экземпляр протокола направляется юридическому лицу, либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания обследования.
Если лицо, участвующее в изъятии, отказалось подписать протокол сотрудник, производящий изъятие, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.
Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.
10. Изъятию подлежат документы, предметы, материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям, указанным в распоряжении о проведении обследования.
11. Перед изъятием информации, находящейся на электронных носителях, сотрудник, производящий изъятие, предоставляет возможность изготовить копии изымаемой информации.
При этом сотрудник принимает меры к недопущению уничтожения информации, находящейся на электронных носителях.
12. В случае, если по истечении 5 дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

← Назад